31 октября 2025 года торжественно дан старт проекту «Коплю-Трачу-Помогаю» для формирования культуры сбережений у детей
2025-11-01 15:41
31 октября 2025 года на круглом столе экспертов финансового рынка презентован проект «Коплю-Трачу-Помогаю». Инициатива направлена на системное формирование сберегательного поведения, долгосрочного финансового планирования и формирование культуры помощи, начиная с самого раннего возраста.
В своем выступлении Анна Деньгина, руководитель проекта, подробно раскрыла поэтапную модель формирования финансовых установок, подчеркнув, что детство и юность — это критическое окно возможностей для закладки основ будущего благополучия. «Финансовые установки и сберегательное поведение формируются поэтапно на протяжении всего детства и юности, при этом большой пласт привычек закладывается до 13 лет», — объяснила Анна.
«Возрастные вехи» финансовой грамотности
Анна Деньгина выделила четкие возрастные периоды, каждый из которых вносит свой вклад в финансовый портрет взрослого человека:
3-5 лет: закладывается фундамент, дети начинают понимать базовые экономические концепции;
5-7 лет: формируется основа отношения к деньгам;
6-10 лет: закрепляются понятия о деньгах, купле-продаже;
7-10 лет: появляются первые навыки управления личным бюджетом;
10-12 лет: активно формируется экономическое мышление;
13-15 лет: подростки приходят к взрослому пониманию финансов, хотя, как отметила Деньгина, это «приближение к взрослому пониманию, но не опыту!».
Семь ключей к сберегательной привычке
Основой для методик проекта стали семь ключевых психологических установок, которые необходимо развивать. «Ключевые установки формирования сберегательного поведения — это временной горизонт планирования, способность к самоконтролю и саморегуляции, воспринимаемая степень контроля над финансами, отношение к неопределенности будущего, социальное сравнение, склонность к планированию и, конечно, позитивное отношение к сбережению», — перечислила Анна Деньгина.
Семья как главный университет финансов
Анна Деньгина назвала семейную среду самым мощным фактором влияния. «Семейная среда — самый мощный фактор. Начинать раньше — критически важно, а "отложенное вознаграждение" — ключевой навык. Автоматизация и игровой формат помогают преодолеть психологические барьеры и сформировать привычку, но ничто не заменит личный пример родителей», — объясняет основатель проекта.
В качестве успешных кейсов она привела конкретные семейные практики из своего опыта:
«52 недели накоплений» — игровой формат формирования привычки;
Создание инвестиционного портфеля для ребенка;
«ПДС–Копилка» — практика откладывания денег вместе с детьми в последнюю пятницу месяца.
Проект «Коплю-Трачу-Помогаю»: Финансовая грамотность и социальная ответственность
Центральным элементом выступления стал анонс социального проекта «Коплю-Трачу-Помогаю» (коплю-трачу-помогаю.рф). Его уникальность — в объединении трех важнейших принципов: накопления, разумного потребления и благотворительности. «Это социальный проект, который популяризует развитие финансовых навыков и благотворительности с юных лет», — пояснила Анна Деньгина.
Проект будет реализовываться через:
работу сотрудников-волонтеров, готовых делиться опытом;
специальные образовательные ивенты и спецпроекты для детей и родителей;
создание цифровой образовательной экосистемы.
«Наша цель — не просто научить детей копить, а воспитать поколение, которое уверенно смотрит в будущее, способно ставить долгосрочные цели и нести ответственность за свое финансовое благополучие уже сегодня. И проект "Коплю-Трачу-Помогаю" станет практическим руководством к действию для тысяч семей», — резюмировала Анна Деньгина.
Также в этот день мы дали старт еженедельной практике — «Дню привычек». Следите за новыми упражнениями и советами каждую пятницу в нашем Telegram-канале.